Мастера фотографии
В период своего становления (1839–1840 гг.) фотография рассматривалась лишь как средство получения точных копий с оригинала. Неоднозначно к «техническому» средству фиксации изображения подошли представители изобразительного искусства. Ранняя фотография имитировала приёмы живописи в традиционных для неё жанрах портрета, пейзажа, натюрморта. Высоких художественных результатов, преимов в жанре фотопортрета, достигли Д. Хилл, Дж.М. Камерон (Великобритания), Надар (настоящая фамилия Г.Ф. Турнашон, Франция), А.И. Деньер, С.Л. Левицкий, А.О. Карелин (Россия) и др. Д. Хилл (1802–1870), названный «отцом художественной фотографии», первым показал специфические возможности искусства фотографии, создавая документально правдивые фотографические образы. Дж. Камерон (1815–1879) – представительница романтического направления, автор замечательных портретов. Наиболее значительным достижением Надара (1820–1910) стала портретная галерея его знаменитых современников – композиторов, художников, писателей и других видных деятелей. А.М. Деньер (1820–1892), С.Л. Левицкий (1819–1898), восприняв от живописи мастерство анализа человеческой индивидуальности, сделали важный шаг на пути исследования различных съёмочных эффектов (освещения и пр.) для достоверной передачи документально воссозданных черт личности портретируемого.
Во второй половине XIX в. технические и научные достижения в области фотографии привели к возникновению новых приёмов, характерных только для фотографии. Одним из новаторов был английский мастер О. Рейландер (1813–1875), смонтировавший аллегорическую композицию «Два жизненных пути» (1856) из 30 негативов. Лучшим мастером детского фотопортрета был признан английский писатель Л. Кэрролл (наст, имя Ч. Доджсон; 1832–1898; автор «Алисы в стране чудес»). С 1860-х гг. распространилась техника натурной фотосъёмки. До 1920-х гг. она развивалась в духе имитации живописного пейзажа: Р. Ламар (Франция), Л. Миссон (Бельгия), А. Кейли (Великобритания) и др. Этнографическая натуральная фотография второй половины XIX в. ставила перед собой целью достоверную фиксацию народной жизни. В этот же период возникает репортажная съёмка, например, Р. Фентон фотографировал эпизоды с фронтов Крымской войны 1853–1856 гг., М.Б. Брейди, А. Гарднер – гражданской войны в США 1861–1865 гг., А.И. Иванов, Д.Н. Никитин, М.В. Ревенский – русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Изобретение, затем усовершенствование шторно-щелевого затвора позволило фотографировать движущиеся объекты, что дало толчок для дальнейшего развития репортажной фотографии.
В начале XX в. в работах фотомастеров всё ещё заметно влияние различных направлений в живописи (братья О. и Т. Гофмейстеры, Р. Дюркооп, Германия; Р. Демаши, К. Пюйо, Франция; Л. Миссон, Бельгия; Я. Булгак, Польша и др.). В это же время в фотографии возрастает интерес к интерпретации форм реального мира. В работах представителей этого направления (так называемого фотоавангарда) сочетается игра форм, вычурность линий, светотональные переходы, нереальные перспективные построения, беспредметные композиции. 3. Брассаи (Франция), X. Каллаган, Д. Кипис, А. Сискайнд, Э. Уэстон (США) и др., фотографируя старую штукатурку, трещины на асфальте и т.п., изменяя масштабы и фактуру до неузнаваемости, создавали композиции в духе абстрактного искусства. Поиски на пути авангарда не всегда были бесплодны, они привели к разработке собственных специфических средств выразительности в фотографии, таких как, например, использование ракурсов, крупных планов, многоплановых композиций. Одновременно формировались принципы художественных решений, основанные на документальной сущности фотографии. Во многих жанрах раскрывалась публицистическая сила фото-искусства. А. Стиглиц в США, М.П. Дмитриев в России стали основоположниками публицистического фоторепортажа в своих странах.
В период 1920–1950 гг. одно из важнейших мест в фотографии заняла фото-публицистика, разрабатывающая остро-социальные темы, например, темы войны и мира. Постепенно она заставила уйти на второй план картинную, примыкающую к живописи и графике, фотографию. Для прогрессивного фотоискусства характерным стало всё большее проникновение в социальную сущность происходящих явлений. Лучшие представители зарубежной фотографии сумели создать обобщённые образы различных слоев общества (А. Айзенштадт, Э. Саломон, Германия; У. Эванс, Д. Ланге, Б. Шан, США, и др.). Военные репортажи оказали существенное влияние на поворот фотографии к документальным формам, к подъёму гуманистической фотожурналистики. Её волновали события в Испании, акции фашизма в Германии, фотолетопись второй мировой войны. Огромный вклад в это направление внесли фоторепортёры многих стран мира. Американец Ю. Смит говорил: «Мне хотелось, чтобы мои фотографии стали не просто освещением событий, а превратились бы в обвинительный акт войне – этому страшному и жестокому злу, которое калечит ум и тело человека». Фотография 1950–1980 гг. характеризуется дальнейшим развитием фоторепортажа и жанровой фотографии. Яркой антимилитаристской направленностью отличаются, например, военные репортажи В. Бишофа, Р. Капы, Д. Сеймура, созданные во время американской агрессии во Вьетнаме и др. горячих точках планеты. Тенденции к эпической величавости в трактовке дикой природы (А. Адамс, США), психологизму (Т. дель Тин, Италия; Д. Харисиадис, Греция), экспрессионистской напряжённости (Б. Брандт, Великобритания) свойственны зарубежным фотомастерам. В развитии фоторепортажа велика заслуга прогрессивных фотодокументалистов (А. Картье-Брессон, Франция; Р. Аведон, Ф. Холцман, США; ф. Ройтер, Италия; В. Раух, ФРГ). Среди ведущих фотомастеров стран Восточной Европы выделяются Т. Лер (Германия), Л. Ложиньский, Э. Хартвиг (Польша), Э. Пардубски (Словакия), Л. Альмаши (Венгрия), А. Михаилопол (Румыния), И. Скринский (Болгария) и др. Продолжает интенсивно развиваться прикладная фотография, где коммерческие задачи переплетаются с подлинно художественным творчеством, тяготеющим к созданию средствами фотомонтажа, рекламного фото и т. п. своеобразных фрагментов гротескно-сатирической летописи современной эпохи. Современный этап в развитии документальной фотографии характеризуется многообразием жанровых форм и творческих манер. Появление новой аппаратуры способствует специализации многих мастеров в области определённых тем и направлений.