Фотомонтаж – это процесс и результат соединения нескольких фотографий в целостную композицию. Изначально художественный фотомонтаж осуществлялся механическим способом, а именно – путем разрезания и склеивания фотографий. Современный фотомонтаж выполняется при помощи специальных компьютерных программ, позволяющих качественно и быстро редактировать и соединять изображения.
Оливер Грау в своей книге «Виртуальное искусство: от иллюзий к погружению» отмечает, что создание искусственного погружения в виртуальную реальность, возникшую в результате технической эксплуатации нового изобретения, является давней практикой человека на протяжении многих веков.
Первым и самым известным фотомонтажом (тогда это называлось комбинированной печатью) был коллаж «Два образа жизни» Оскара Рейландера (1857), последователем которого вскоре стал фотограф Генри Пич Робинсон (фотоколлаж «Fading Away» (1858)).
В конце 19 века чрезвычайно популярными были открытки в стиле Fantasy photomontage. Расцвет стиля пришелся на время Второй мировой войны, когда фотографы Франции, Великобритании, Германии, Австрии и Венгрии выпустили серию открыток с солдатами, а также их семей, детей и родителей.
Многие из ранних экземпляров художественного фотоколлажа состоят из элементов фотографии и акварели. Яркий пример – работы Джорджа Гросса, относящиеся к 1915 году. Он был членом движения Dada в Берлине, которое сыграло важную роль во внедрении фотомонтажа в современное арт-искусство. Гросс первым ввел термин «Фотомонтаж» в конце первой мировой войны. Также «отцами» фотоколлажа можно считать Джона Хартфилда, Ханну Хех, Курта Швиттера, Рауля Хаусмана и Йоханнеса Баадера. Технику фотомонтажа унаследовали и широко использовали европейские сюрреалисты, такие как Сальвадор Дали.
Первая ретроспективная выставка фотомонтажа была проведена в Германии в 1931 году. Параллельно с немцами, русские художники-конструктивисты Эль Лисицкий, Александр Родченко, Густав Клуцис и Валентина Кулагина создали новаторскую работу в технике фотоколлажа, являющуюся пропагандой советской власти.
Фотоколлаж развивался и на других континентах – в Южной и Северной Америках. Темы коллажей по-прежнему носили социальный характер (например, работы Лола Альвареса Браво содержали повествование о жизни людей в мексиканских городах). В Аргентине в конце 1940-х годов немка в ссылке Грета Штерн подготовила серию коллажей для регулярных психоаналитических статей в журнале Айдилио.
Начиная с конца двадцатых годов прошлого столетия новаторские методы ранних художников фотомонтажа широко применялись в рекламной индустрии.
Например: