Светофильтры для фотоаппаратов
Несмотря на то, что фототехника за последние годы сильно продвинулась в направлении цифровых технологий, которые позволяют обрабатывать изображение искусственным образом с помощью компьютерных программ, добиваясь различных световых эффектов, ряд зачач по-прежнему невозможно решить без использования оптических приспособлений. К числу таких приспособлений относятся и светофильтры.
Светофильтры для фотоаппаратов бывают разных типов и позволяют получить различные оптические эффекты. Цветные светофильтры для фотоаппаратов могут быть использованы для регулирования относительной яркости цветовых тонов. Контрастирующие светофильтры хорошо подходят для усиления или ослабления тонального контраста. Нейтральные светофльтры позволяют добиться уменьшения интенсивности света, что даёт возможность избежать передержки. Для устранения бликов на изображении используются поляризационные светофильтры.
При использовании светофильтров основным моментом, на который следует обратить внимание, является тот, что светофильтр требует увеличения экспозиции. Каждый светофильтр обладает такой характеристикой, как кратность, или множитель. Эта характеристика позволяет определить, во сколько экспозиция должна быть увеличена при использвании светофильтра по сравнению с обычной съёмкой. Кратко остановимся на основных их видах.
Жёлто-зелёный светофильтр используется для ослабления воздействия на светочувствительную повехность сине-голубых и оранжево-красных лучей. Объекты, которые окрашенны в эти тона, на снимках окажутся несколько темнее, а предметы, окрашенные в жёлто-зелёные тона, напротив, за счёт увеличения экспозиции окажутся более светлыми. Таким образом, этот вид светофильтров целесообразно применять при фотографировании пейзажа, если фотограф ставит перед собой задачу притемнить голубое небо и осветлить зелень травы, деревьев и кустарников. Также он может быть эффективно применен в портретной съёмке, поскольку пигментация кожи и губы выглядят на снимках, сделанных через жёлто-зелёный светофильтр, более естественными.
Голубой светофильтр также может быть использован в портретной фотографии. При пейзажных съёмках использование голубого светофильтра способствует усилению дымки, более правильной передаче пространства.
Жёлтый светофильтр выполняет роль контрастирующего оптического посредника и мало чем сможет помочь для улучшения передачи тональных соотношений. Поэтому с помощью этих светофильтров высветляют жёлтые, оранжевые и красные цвета, притемняя синие и голубые. Это даёт возможность добиться более резкого контраста при съёмках в солнечный день объектов, расположенных на фоне неба, но делает эти светофильтры фактически бесполезными при съёмке с лампами накаливания.
Оранжевый и красный светофильтры передают оранжевые и красные тона почти белыми, а синие и голубые — тёмными. Например, сильно затемняя голубое небо, эти фильтры позволяют отчётливо выделить на его фоне светлые здания и облака, повышают контрастность снимков, выполненных в солнечную погоду, устраняют воздушную дымку, что может иногда сделать пейзажную фотографию плоской, лишённой объёмности.
Бесцветный светофильтр пропускает без изменения всю видимую зону солнечного спектра, задерживая лишь УФ-лучи, и одновременно предохраняет переднюю линзу объектива от загрязнения. При фотосъёмке на цветные фотоматериалы светофильтры улучшают цветопередачу, т. к. устраняет фиолетовый оттенок, возникающий как следствие воздействия на плёнку УФ-лучей. Этот фильтр несколько улучшает резкость изображения, т. к. объективы не корригированы в этой зоне спектра.
Нейтральный серый светофильтр не обладает спектральной избирательностью, он предназначен для снижения яркости изображения. Этот светофильтр необходим в тех случаях, когда желательна либо длительная выдержка, либо открытая диафрагма объектива, а чувствительность фотоплёнки и освещённость объекта съёмки не позволяют этого. Примером может служить съёмка движущейся воды (фонтаны, ручьи и др.). На снимках при коротких выдержках она выходит неестественной, застывшей, а со светофильтром и при длительной выдержке — смазанной, как бы движущейся.
Поляризационный светофильтр, как и нейтральный серый, не обладает спектральной избирательностью, а смягчает или полностью устраняет на снимке эффекты, созданные в результате появления световых бликов от различных полированных или блестящих предметов. Как известно, многие блестящие и бликующие поверхности предметов, а также голубое небо на определённых участках в большей или меньшей степени поляризуют свет, т.е. отражают его таким образом, что колебания световых волн приобретают определённую пространственную ориентацию. Поляризационный светофильтр при правильной его установке способен в значительной степени гасить такие лучи. Использование такого светофильтра при съёмке позволяет убрать световые блики с поверхностей фарфоровых, стеклянных, пластиковых изделий, с лакированных, эмалированных, глянцевых и других блестящих предметов, с поверхностей воды и льда. При этом удаётся избежать изменения тональностей наземных предметов, притемнять на снимках голубое небо, получать хорошие результаты при съёмке людей в очках, витринных экспонатов, застеклённых картин, при репродукции глянцевых отпечатков, чертежей на кальке и др. Поэтому поляризационный светофильтр может быть эффективно использован в пейзажной съёмке и рекламной фотографии. Пользоваться им легко. Если фотоаппарат не зеркальный, то светофильтр следует поднести к глазам и понаблюдать через него за бликами на поверхности предмета или за плотностью неба, одновременно поворачивая его вокруг оптической оси. Когда блики на поверхности предмета перестанут быть видимыми, светофильтр, не меняя положения, надевают на объектив. При зеркальном фотоаппарате светофильтр надевают на объектив и поворачивают до исчезновения бликов на поверхности предметов или до желаемой степени притемнения неба или поверхности воды, наблюдаемой через видоискатель фотоаппарата. При этом следует иметь в виду, что максимальная поляризация света неба происходит под углом 90° к направлению на солнце, а максимальная поляризация отражённого от поверхности воды света — при угле отражения 37°.
В цветной фотографии, чтобы исключить ошибки в зональных экспозициях, во время съёмки применяют специальные цветные конверсионные светофильтры (компенсационные). Эти светофильтры предназначены для подгонки условий освещения объекта к балансу светочувствительных слоев фотоплёнки.
Однако этими светофильтрами можно устранить лишь грубые нарушения между условиями освещения объекта и балансом светочувствительных слоев фотоплёнки, т. к. условия съёмки весьма разнообразны и их трудно правильно оценить без специальных приборов, а цветные обращаемые фотоплёнки почти всегда несколько отличаются друг от друга по световоспроизведению объекта съёмки.
«Эффектные» светофильтры
Этот тип светофильтров для фотоаппаратов используются, в основном, для решения различных творческих задач в фотографии. Бывают круглыми (надеваются на объектив) либо прямоугольной формы (закрепляются в специальном фильтродержателе, имеющем гнёзда для одновременной установки сразу нескольких фильтров различных групп). Подразделяются на туманные, диффузные, «звёздные», цветные и многоцветные.
Туманные фильтры используются для создания эффекта тумана, дымки, снижения контраста и степени насыщенности цвета изображения. Благодаря рассеивающему эффекту они несколько смягчают изображение и создают ореолы вокруг ярко освещенных объектов. Фильтры представляют собой полупрозрачные стеклянные пластины, полученные путём травления или разбрызгивания по поверхности стекла белесоватого красящего вещества (например, водного раствора титановых белил) с последующим наложением предохранительного стекла и окантовкой. Чем плотнее слой рассеивающего вещества, тем сильнее туманный эффект. Однако, в отличие от настоящего, искусственный туман одинаково «ложится» на ближние и дальние планы, что необходимо учитывать при съёмке для правильного выбора соотношения освещённостей этих двух планов. Образуемый туманный эффект максимален при полностью открытой диафрагме. Следует также учитывать, что прозрачный центр одного и того же фильтра при применении объективов с большим фокусным расстоянием проецируется на плёнку более крупно, граница перехода на изображении получается более плавной, чем при съёмке короткофокусными объективами.
Диффузные светофильтры предназначены для общего или частичного снижения (смягчения) резкости изображения, приглушения мелких второстепенных деталей. При изготовлении этих фильтров на поверхность материала наносится слой бесцветного желатина различной плотности либо на поверхности формируются рассеивающие элементы в виде концентрических колец, выступов, лунок и пр., которые отклоняют падающие на них лучи. При этом вокруг световых пятен на тёмном фоне образуются слабые ореолы. Применение диффузных фильтров наиболее эффектно при съёмке в контровом освещении. Максимальная степень смягчения изображения достигается при полностью открытой диафрагме объектива. Ввиду увеличения светорассеяния эти фильтры несколько снижают контраст изображения.
«Звёздные» светофильтры изготавливаются из полированного оптического стекла, на поверхности которого нанесена решётка, предназначенная для преобразования света точечных источников, ярких бликов в четырёхлучевую или шестилучевую «звезду».
Цветные и многоцветные светофильтры применяются для изменения цветового решения сюжета или какой-либо его части непосредственно во время съёмки. При изготовлении этих светофильтров используется окрашенный желатин, окрашенное в массе высококачественное оптическое стекло или специальная полимерная пластмасса. Цветные полуфильтры изготавливаются из стандартного цветного светофильтра путём разрезания его пополам. Они окрашивают выбранную часть изображения в необходимый цвет. Одним из желательных условий применения полуфильтров является наличие в снимаемом сюжете так называемой границы раздела (в пейзаже ею является линия горизонта). Это даёт более тонкий эффект. Если такая граница не существует, то при съёмке устанавливают большой диаметр диафрагмы объектива для того, чтобы линия перехода между окрашенной и неокрашенной частями полуфильтра выглядела плавной на изображении. Многоцветные светофильтры бывают двух- и трёхцветные секторные, полосовые и др. Они придают различную окраску определённым частям изображения. Применение этих светофильтров с соответствующими множительными призмами создаёт эффект многократного повторения разноцветных изображений. При использовании «эффектных» светофильтров степень изменения экспозиции необходимо определять, проводя пробные съёмки. Светофильтры имеющие неокрашенные части, изменения экспозиции не требуют.